статья «Великие строители церкви»



 12 июля весь православный мир будет праздновать один из древнейших праздников в истории церкви — день памяти апостолов Петра и Павла. Любопытен тот факт, что апостолы эти никогда не проповедовали вдвоем, но на иконах почему-то изображаются вместе, да и почитаются в один день.

 Пётр был свидетелем земной жизни Иисуса Христа, более того, он постоянно следовал за любимым Учителем. Как повествует Евангелие, однажды в уединённом месте собрал Христос своих учеников и стал вопрошать их: «А вы за кого почитаете меня?» и стремительный Пётр прежде всех ответил: «Ты — Христос, сын Бога Живаго». И Спаситель ответил: «...Ты — Пётр и на сем камне Я создам Церковь Мою... И дам тебе ключи от Царства Небесного». Поэтому на всех канонических иконах и картинах, созданных на библейские сюжеты, Пётр изображается с ключами. Павел был гораздо моложе Петра и с юных лет состоял в секте фарисеев, не принимающих учения Иисуса Христа и являющихся ревностными гонителями первых христиан. Но книга Деяний апостолов говорит о том, что однажды Господь Сам явился ему и открыл истину. С тех пор Павел стал проповедовать. Он оставил миру 14 посланий и в одном из них говорит: «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (посл. к Ефесянам, 6,17). С мечом духовным прошёл апостол Павел по Греции, Италии, достиг Испании, прошёл побережьем Средиземного моря, с мечом в руках он и изображается на иконах. Несмотря на то, что Пётр известен, как проповедник истины среди иудеев, а Павел просвещал язычников, схвачены они были в Риме, где и приняли мученическую кончину. Пётр был распят на кресте головой вниз, а Павел, принявший после смерти апостола Петра его служение, через какое-то время тоже был арестован и впоследствии обезглавлен мечом. Один день памяти этих двух первоверховных апостолов в общем праздновании имеет символическое значение — ведь Пётр и Павел были великими строителями Церкви. Об этом очень интересно сказал Дмитрий Мережковский: «Камень недвижимый в основании Церкви — Пётр; движущая сила — Павел; тот Церковь держит, этот — строит. И вот эти два человека были восставлены Спасителем и возведены на апостольское служение».

 БЛАЖЕННЕ ОТДАВАТЬ…

  С первого июля нынешнего года Курская духовная семинария начала приём документов у молодых людей, желающих стать священниками. А чем данное учебное заведение, являющееся, кстати, высшим и дающим лицензионное профессиональное религиозное образование, отличается от светских университетов? Чтобы узнать об этом, мы отправились на улицу Прогулочную, где, собственно, и располагается Курская православной духовная семинария.

 В истории учебного заведения немало интересных фактов. Во-первых, в нынешнем году она отмечает свой 225-летний юбилей, так как была образована в 1787 году на базе духовной школы при Белгородском архиерейском доме. Во-вторых, семинария располагала потрясающе богатой библиотекой с фондом до десяти тысяч книг, к сожалению, большинство из них было утеряно после революции. Кроме того, семинария воспитывала не только будущих священнослужителей, но и настоящих патриотов своей Родины, что ясно показала Отечественная война 1812 года, когда в качестве добровольцев в ополчение вступили многие её учащиеся. Отметим, что и современные семинаристы не отстают от своих предшественников, так как по призыву непременно идут служить в ряды Российской армии.

 Врезка

 Они учились в Курской духовной семинарии Дмитрий Воскресенский (будущий священномученик Дамиан, архиепископ Курский и Обоянский), Иван Богоявленский (будущий ректор Ленинградской духовной академии и семинарии, затем епископ Таллиннский и Эстонский), Николай Прохоров (будущий архиепископ Ростовский и Пензенский), Владимир Косьмин (ставший во время гражданской войны генералом штаба Дальневосточной армии), Михаил Коровин (в дальнейшем заместитель директора горнo-геологического института Западно-Сибирского филиала АН СССР) и другие.

 Если речь идёт о высшем учебном заведении, то сразу возникает вопрос о конкурсе. В Курской духовной семинарии его не существует - проводится плановый набор, осуществить который помогает абитуриентская практика. Что это такое? Это некий испытательный срок, в течение которого абитуриенты несколько недель живут на территории семинарии, принимают участие в послушаниях, посещают вместе с другими учащимися богослужения, читают и поют на клиросе. Этот промежуток времени позволяет понять, что за люди пришли в учебное заведение. Кроме этого, преподавательский состав во главе с архиепископом Курским и Рыльским Германом проверяет знания будущих семинаристов и в обязательном порядке проводит с ними собеседование.

 - К нам не приходят абсолютно неподготовленные люди, - замечает помощник проректора по учебной работе, преподаватель литургики Курской православной духовной семинарии иеромонах Мелхиседек (Крахмалев). - Это ребята из верующих семей, которые помогали на своих приходах священникам в алтаре или читали на клиросе, то есть, опыт церковной жизни, пусть и очень небольшой, у них есть. Единственное, чем они не располагают в полной мере – это житейская мудрость. Поэтому, после пятилетнего обучения, наши выпускники сначала получают сан чтеца - в эту церковную степень их возводит сам архиерей, а по прошествии определённого времени их рукополагают в священники.

 Перечень предметов, которые предстоит усвоить будущим пастырям, весьма впечатляет: языки – греческий, церковно-славянский, латинский, английский или немецкий и конечно же, русский; история; так называемые узкоспециальные предметы – богословие, литургика, устав, церковное пение; философские дисциплины; культура речи, риторика, педагогика и даже психология.

 - Встречаются случаи, когда семинарист, обучившись пять лет, вдруг решает – священником не буду? - задаю вопрос отцу Мелхиседеку.

 - Случается и такое. Вероятно, это происходит потому, что с возрастом меняются взгляды, а ещё некоторым молодым людям свойственно романтическое восприятие священничества: необычное одеяние – чёрный подрясник, особое общение, не такое, как в миру. Но когда уходят юношеские мечты, стремление выразить себя в каких-то внешних проявлениях, остаётся реальность, зачастую жестокая. Стремление послужить Богу всегда достойно похвалы. Но в стремлении к чести священного сана есть что-то неправильное. Благо, если христианин, не ища этой чести, тем не менее, оказывается готовым понести труды пастырского служения, если к этому его призывает решение архиерея и выбор прихода.

 - А вы строги с воспитанниками, наказываете их в случае нарушения дисциплины?

 - Мы стараемся делать это по-семейному, например, лишаем их возможности выйти в город на какое-то время. Трудом стараемся не наказывать, потому что тогда он будет восприниматься как повинность, а такого быть не должно. Семинаристы ещё по абитуриентской практике знают, что в семинарии есть своё подсобное хозяйство, за которым надо ухаживать, и каждому даётся определённое послушание, которое надо без ропота исполнять. В остальном, всё как у всех - сессии, экзамены, зачётные книжки, оценки, журнал посещаемости и даже стипендия в случае хорошего обучения. Вот, правда, уроков физической культуры у нас нет, но есть тренажёрный зал и футбольное поле. Сейчас идёт чемпионат мира по футболу, - улыбается отец Мелхиседек, - и мы разрешаем нашим семинаристам смотреть матчи.


 - Насколько нам известно, после окончания семинарии, перед будущими священниками стоит выбор — либо жениться, либо уйти в монашество, но ведь ребятам по 22 года — довольно несерьезный возраст для семьи...

 - Никто из нас не имеет права требовать от молодых людей срочно жениться. Ведь, как мы уже говорили, у них есть ещё три года после семинарии, когда они определяют свой дальнейший путь, так как это очень личный и серьёзный вопрос.

 - У ребят бывают каникулы?

 - Конечно, только наши учащиеся отдыхают в две смены, потому что требуется постоянная помощь в храме при семинарии, а также по хозяйству.

 Побеседовали мы и с представителем семинарской братии. Николай Амосов перешёл уже на второй курс, приехал в Курск из Курчатова. Как рассказал парень, решение стать пастырем он принял ещё будучи в седьмом классе, причём это не было похоже на сумасбродное желание ребёнка, потому что Коля с детства ходил с родителями в храм и восемь лет помогал батюшке алтарником.

 -Когда владыка спросил меня, почему я решил стать священником, то я ответил, что хочу помогать людям, хочу отдавать, а не брать, - заметил семинарист, - позже я нашёл в книге «Деяний апостолов» очень похожие слова: «Блаженне отдавать нежели приимать».

 - Тебя не пугает перспектива после семинарии попасть, например, в глухое село, в храм, где приход совсем крохотный?

 - Нет, если на то будет воля Божья. Буду трудиться на земле, держать хозяйство, как все деревенские жители, - поведал парень, - ведь люди хотят молиться не только в городе в больших храмах, но и в глухих сёлах.


Татьяна Смирнова

« Вернуться к содержанию